Чебачинское озеро
(1) С Каменухи открывался вид на все семь озер округи. (2) За ней – смешанный лес. В нем сумрачно, у подножия сосен смыкаются зонтики папоротников. (3) Сосны в таком лесу кряжистые, с мощными уже с середины ветками. (4) Царство корабельной, мачтовой сосны, совершенного творенья природы, начиналось ближе к озеру.
(5) С берега в озеро спускались ступенями огромные плоские валуны, площадью в половину хорошей комнаты, а выше шли кучи небольших, как будто кем-то набросанных острых камней. (6) Попадались скалы, сложенные из гигантских плоских плит.
(7) Встававшие из озера и поросшие лесом горы поражали цветовой палитрой: ближние, с зубчатым верхом, были зеленые, дальние – синие, совсем далекие – серо-голубые. (8) В дождь тучи, как серая вата, почему-то висели над сопками длинными вертикальными клочьями. (9) В тихие июльские предвечерние часы воздух становился так прозрачен, что были видны дремлющие на воде в версте от берега чайки.
(10) Озеро всегда было пустынно. На берегах построек никаких, а на воде лишь изредка появлялась черная точка лодки, возникала ниоткуда и потом не двигалась никуда.
(11) Озеро было чистое: с гор сбегали родниковые ручьи, дно просматривалось на десять метров. (12) Считалось, что по прозрачности оно занимает третье место – после Байкала и еще какого-то озера в Швейцарии.
(13) Озеро было рыбное: от местного названья плотвы – чебак – оно и получило свое имя. (14) Но чебак, как и ерш, считался рыбой сорной, его скармливали кошкам. (15) За серьезную добычу признавались щуки (попадались по аршину), язь, линь и, конечно, красноперый полосатый красавец-окунь.
(16) Озеро было холодное: со дна били ключи. (17) Взрослые начинали купальный сезон лишь в начале июля – мальчишки купались уже в мае.
(18) Дождь не смущал, купаться в хороший ливень было особенно приятно. (19) Мы вели счет: кто сколько раз искупался в лето. (20) После восьмого класса я искупался двести семьдесят семь раз.
(По А.П. Чудакову)
Задания А1-А3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. В бланке ответов № 1 справа от номера выполняемого вами задания поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
|
А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Чебачинское озеро сравнивается с Байкалом?»
1) (9) В тихие июльские предвечерние часы воздух становился так прозрачен, что были видны дремлющие на воде в версте от берега чайки.
2) (10) Озеро всегда было пустынно, на берегах построек никаких, а на воде лишь изредка появлялась черная точка лодки, возникала ниоткуда и потом не двигалась никуда.
3) Озеро было чистое: с гор сбегали родниковые ручьи, дно просматривалось на
десять метров.1) (9) В тихие июльские предвечерние часы воздух становился так прозрачен, что были видны дремлющие на воде в версте от берега чайки.
2) (10) Озеро всегда было пустынно, на берегах построек никаких, а на воде лишь изредка появлялась черная точка лодки, возникала ниоткуда и потом не двигалась никуда.
3) Озеро было чистое: с гор сбегали родниковые ручьи, дно просматривалось на
4) (16) Озеро было холодное: со дна били ключи.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «хорошей» (предложение 5).
1) обладающей положительными качествами
2) добропорядочной
3) большой, значительной по величине
4) красивой
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) (3) Сосны в таком лесу кряжистые, с мощными уже с середины ветками.
2) (8) В дождь тучи, как серая вата, почему-то висели над сопками длинными вертикальными клочьями.
3) (12) Считалось, что по прозрачности оно занимает третье место – после Байкала и еще какого-то озера в Швейцарии.
4) (17) Взрослые начинали купальный сезон лишь в начале июля-мальчишки купались уже в мае.
1) обладающей положительными качествами
2) добропорядочной
3) большой, значительной по величине
4) красивой
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) (3) Сосны в таком лесу кряжистые, с мощными уже с середины ветками.
2) (8) В дождь тучи, как серая вата, почему-то висели над сопками длинными вертикальными клочьями.
3) (12) Считалось, что по прозрачности оно занимает третье место – после Байкала и еще какого-то озера в Швейцарии.
4) (17) Взрослые начинали купальный сезон лишь в начале июля-мальчишки купались уже в мае.
Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к заданиям этой части являются слова и наборы цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без запятых и пробелов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
|
В1. В предложениях 14-15 найдите диалектное слово. Напишите это слово.
Ответ:
В2. Из предложений 5-7 выпишите слово (слова) с непроизносимой согласной в корне.
Ответ:
В3. Из предложений 9-12 выпишите слово (слова), в котором (которых) правописание гласной в приставке зависит от ударения.
Ответ:
В4. Из предложений 4-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах прилагательных -ОНН-, -ЕНН- пишется НН».
Ответ:
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Но чебак, (1) как и ерш, (2) считался рыбой сорной, (3) его скармливали кошкам. За серьезную добычу признавались щуки (попадались по аршину), (4) язь, (5) линь и, (6) конечно, (7) красноперый полосатый красавец-окунь.
Ответ:
В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Царство корабельной, (1) мачтовой сосны, (2) совершенного творенья природы, (3) начиналось ближе к озеру. С берега в озеро спускались ступенями огромные плоские валуны, (4) площадью в половину хорошей комнаты, (5) а выше шли кучи небольших, (6) как будто кем-то набросанных острых камней. Попадались скалы, (7) сложенные из гигантских плоских плит.
Ответ:
В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Встававшие из озера и поросшие лесом горы поражали цветовой палитрой: ближние, (1) с зубчатым верхом, (2) были зеленые, (3) дальние – синие, (4) совсем далекие – серо-голубые. В дождь тучи, (5) как серая вата, (6) почему-то висели над сопками длинными вертикальными клочьями. В тихие июльские предвечерние часы воздух становился так прозрачен, (7) что были видны дремлющие на воде в версте от берега чайки.
Ответ:
В8. Замените словосочетание «купальный сезон» (предложение 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:
В9. Выпишите грамматическую основу первой части предложения 9.
Ответ:
В10. Среди предложений 10-13 найдите предложения с обособленными уточняющими членами предложения. Напишите номера этих предложений.
Ответ:
В11. Среди предложений 2-6 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.
Ответ:
В13. Среди предложений 15-18 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.
Ответ:
В14. Среди предложений 9-13 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ:
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий