Комментарии к выполнению тестов
- Комментарии к заданию С1
(сжатое изложение)
- Порядок проведения изложения
Задание С1 предполагает адекватное понимание устной речи. Выпускник должен написать сжатое изложение содержания прослушанного текста. Учитель-словесник, не работавший с экзаменуемыми, дважды читает текст изложения, после чего покидает экзаменационную аудиторию.
Рекомендуемое время на выполнение первой части работы – 100 мин. Из них 10 мин выделяется на первое чтение и слушание текста, 5 мин – на осмысление выпускниками прослушанного текста. 10 мин – на второе чтение и слушание текста.
Затем дается 75 мин на написание сжатого изложения (из них 15-20 мин необходимо оставить для переписывания изложения с черновика на чистовик). За 10 мин напоминается о необходимости завершения написания изложения. По истечении 100 мин отдельные подписанные листы сдаются всеми экзаменуемыми.
- Как работать над изложением
Во время первого чтения, которое ведется в обычном темпе, необходимо воспринять текст в целом. Важно не просто слушать, а слышать текст, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею: с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить функциональный стиль и тип речи, зафиксировать в памяти самое важное в тексте – ключевые слова. Чтобы не отвлекаться, можно слушать с закрытыми глазами.
Если это описание, постарайтесь вслед за автором представить предмет описания, мысленно увидеть картину, фотографию», о которой идет речь. Если текст повествует о чем-либо, зафиксируйте во время чтения последовательность действий, событий, запишите на «кинопленку» памяти. В случае рассуждения постарайтесь уловить его логику, последовательность, определить тезис, аргументы, вывод. Во всех случаях необходимо почувствовать особенности авторского стиля, чтобы частично передать их в своей работе. В то же время при написании изложения может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
Главное: во время первого прочтения не надо судорожно пытаться записать что-то за учителем. Скорее всего, у вас получатся невразумительные обрывки, пытаясь разобраться в которых вы растеряетесь и потеряете нить.
После первого прочтения набросайте на черновике план, запишите к нему запомнившиеся ключевые слова. План может состоять из ключевых слов, из вопросов, из авторских выражений, из кратких подзаголовков. Учтите, что план не надо переписывать в чистовик, он нужен только для предварительной работы надо изложением для восстановления в памяти содержания текста, его последовательности, структуры, для правильного членения вашего текста на абзацы.
Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Обычно в исходном экзаменационном тексте 4-5 абзацев (микротем). Микротема – тема каждой смысловой части текста, которая отражает часть общей темы, единой для всего. Микротемы обычно состоят из нескольких предложений. Бывают развернутые микротемы, занимающие страницу и более; встречаются микротемы, состоящие всего из одного предложения. Конечно, на экзамене таких крошечных не будет. Каждая микротема выражает законченную мысль, суждение, имеет некий центр, который выражается ключевыми словами. Если внимательно слушать, можно уловить и интонационное деление на микротемы (абзацы): между ними паузы более длительные, чем между предложениями.
Пока вы работаете над планом, количество пунктов которого как раз соответствует количеству микротем, учитель записывает на доске факты, имена и фамилии, слова, которые могут вызвать затруднения. Перед вторым чтением внесите эти слова в ваш план. Не экономьте место в черновике. План должен быть «воздушным», необходимо оставить свободные строки, чтобы вносить туда дополнения, поправки при втором чтении текста.
Когда учитель будет читать текст во второй раз (уже в более медленном темпе), работайте с планом: вносите уточнения. Добавляйте пропущенные детали, записывайте даты, имена собственные и т.п., кроме тех, которые уже написаны на доске; отмечайте особенности авторского стиля, характерные слова и выражения, которые использует автор. Полезно записать первое и последнее предложение текста. После второго прослушивания приступайте непосредственно к изложению (на черновике).
По ходу работы с черновиком подчеркивайте слова, в написании которых вы сомневаетесь. После окончания черновой работы перечитайте, что у вас получилось, отредактируйте, обоснуйте для себя выбор знаков препинания, уточните, какие слова вызывают затруднения. После этого возьмите словарь и проверьте себя. Не старайтесь хвататься за словарь сразу: это отвлечет вас от работы. Лучше выделить для проверки минут 10-15, когда работа уже написана на черновике.
В черновике некоторые слова, особенно повторяющиеся, достаточно обозначать первыми буквами: писатель Жюль Верн – «Ж.В.», город Санкт-Петербург – «СПб» и т.д. пользуйтесь и другими сокращениями: «!» - обратить внимание, «?» - уточнить и т.п.
Если вы не поняли какого-нибудь слова или выражения, постарайтесь обойтись без него, передайте смысл другими словами. Если вы сомневаетесь в пунктуации, перестройте предложение.
- Рекомендации по сжатию текста
Сжатый вариант изложения допускает изменение лица (особенно если речь в исходном тексте идет от первого лица).
При написании сжатого изложения необходимо умение отбирать главное, существенное, упрощать сложные синтаксические конструкции, заменять конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать второстепенное.
Для сжатия текста обычно применяются следующие приемы, часто работающие вместе: исключение, обобщение, упрощение. Выпускники по своему усмотрению могут применять любой из этих приемов или все эти приемы в зависимости от особенностей исходного текста.
Исключение может касаться конкретных примеров, частностей, синонимов, повторов; обобщение – однородных членов предложения, перечисления фактов; упрощение – конструкции предложения.
Возьмем для примера текст теста 2. при сжатии текста будем опираться на ключевые слова и выражения: создатель жанра научно-фантастического романа; познавательные сведения, необыкновенные путешествия; новый герой – рыцарь науки; жить творчески, свободно и счастливо; герои – представители разных народов, благородные, сильные; труженик; ослепнув, продолжал сочинять; жизнелюбие, гуманизм; народы договорятся, завоевания науки не во вред; счастье – труд, идеал – свобода, для нее создан человек.
Для удобства пронумеруем предложения и подвергнем сжатию каждую микротему:
(1) Французский писатель Жюль Верн – создатель жанра научно-фантастического романа. (2) Он создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. (3) Писатель интересовался новинками науки и техники, был знаком с учеными, изобретателями, посещал научные диспуты, доклады. (4) 65 романов объединены общим названием «Необыкновенные путешествия». (5) В них рассказывается об освоении Арктики, о завоевании обоих полюсов, о подводной навигации, об авиации и воздухоплавании, о межпланетных путешествиях.
Исключим родственные слова из предложений 1 и 2, исключим очевидное определение «французский писатель», исключим предложение 3, детализирующее предыдущее. Объединим предложения 1 и 2, 4 и 5, упросив их. Обобщим содержание предложения 5:
Жюль Верн – создатель жанра научно-фантастического романа, автор увлекательных произведений, наполненных познавательными сведениями из разных областей знаний. В его романах рассказывается о необыкновенных путешествиях и исследованиях природы.
В результате мы сжали микротему более чем в два раза.
Следующая микротема:
(6) В его романах появился новый герой – рыцарь науки, бескорыстный ученый, готовый ради осуществления своей мечты на любой подвиг. (7) Писатель считал, что именно наука способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо.
Исключим определения, уточняющие понятие «рыцарь науки» в предложении 6; в предложении 7 оставим обстоятельства, не являющиеся синонимами:
Он создал нового героя – рыцаря науки. Именно наука, считал писатель, способна помочь человеку жить творчески, свободно и счастливо.
Третья микротема:
(8) Герои книг Жюля Верна, представители разных народов: англичане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы.. – благородные, мужественные, сильные и великодушные люди. (9) Среди них нет пустословов и ленивых бездельников. (10) Писатель и сам был великим тружеником. (11) Даже в старости, совсем ослепнув, он продолжал сочинять, надиктовывая свои книги.
Обобщим однородные члены предложения 8: «англичане, французы, американцы, русские, греки, индейцы, скандинавы…», оставив обобщающие слова; исключим определение «великодушные», так как оно входит в понятие «благородные». Объединим предложения 9 и 10, переместим эту информацию в предложение 8. упросим предложение 11:
Герои книг Жюля Верна, представители разных народов, - благородные, мужественные, сильные, трудолюбивые, как и он сам, люди. Даже в старости, ослепнув, он продолжал сочинять.
Четвертая микротема:
(12) О большом жизнелюбии, о гуманизме писателя говорит его высказывание: (13) «Я верю, что народы когда-нибудь договорятся между собой и помешают безумцам использовать величайшие завоевания науки во вред человечеству. (14) Быть может, в этих городах будут жить совсем другие люди. (15) Их счастьем будет труд, их вдохновением – научные исследования, их идеалом – свобода, для которой создан человек».
Заменим прямую речь косвенной, объединим предложения 12-15:
Жюль Верн любил жизнь, был гуманистом, верившим в разум человека, в созидательную силу науки, в счастье труда, в идеалы свободы, для которой и создан человек.
Итак, у нас получился текст, сжатый до оговоренного в задании предела, - он состоит из 92 слов.
Текст 1
В глухой подземной пещере царствует полное безмолвие: ни ветерка, ни шороха…Только один звук нарушает зловещею тишину: одна за другой падают и рассыпаются при ударе о камень водяные капли. Уже много десятков лет монотонно и неустанно отсчитывают они время в этом заброшенном уголке земли. И добровольный пленник пещеры учёный-спелеолог научился считать по каплям дни своего пребывания под землёй. Но вода ведь уже давно помогает людям определять время. Почти одновременно с солнечными появились и водяные часы, клепсидры, как назвали их древние греки. Часы эти представляли собой большой сосуд, из которого медленно вытекает вода. Уровень её понижается от одной метки к другой. Так можно прочесть, сколько прошло времени.
Греческий механик Ктезибий сделал очень точные водяные часы, которые и сегодня могли бы украсить любую квартиру. Работают они так: натекающая в красивую вазу вода поднимает поплавок, и крылатый мальчик, соединённый с поплавком, показывает время изящной указкой. Вода поднимается, а указатель скользит по длинной веренице цифр. Второй крылатый мальчик утирает слёзы. Ему очень грустно - ведь время уходит безвозвратно.
Водяные часы теперь уже нигде не встретишь. Они ветераны измерения времени. Им больше двух тысяч лет.
В средние века монахи определяли время по числу прочитанных молитв. Способ этот, конечно, был далеко не точным. Затем в монастырях, да и просто в быту стали пользоваться для счёта времени огненными часами. Брали свечу и наносили на неё деления, каждое из которых соответствовало определённому отрезку времени.
В Китае ещё задолго до европейских часов были свои интересные конструкции. Приготовленное из растёртого в порошок дерева тесто, сдобренное благовониями, раскатывали в палочки и придавали им самую разнообразную форму. Например, спирали. Некоторые огненные часы достигали в длину несколько метров и горели месяцами. Иногда к палочкам подвешивали металлические шарики. Как только свеча сгорала, шарик со звоном падал в фарфоровую вазу. Чем не огненный будильник!
С веками люди усовершенствовали способы измерения времени. В наши дни самые точные часы – атомные. Их используют в качестве эталона.
Текст 2
Даже широко образованный зоолог затруднится дать исчерпывающий ответ, кто сильнее: лев или тигр, ибо в саванне, где царствует лев, нет тигров, а в джунглях, где властвует тигр, нет львов.
Тигра нет в Африке, Австралии, Америке и Европе. Его местожительство – Юго-Восточная Азия и наша дальневосточная тайга. Тигры отличаются и величиной, и окраской, и «теплотой» шубы. Например, южно-китайскому и бенгальскому видам вовсе не нужна густая шерсть: они будут в ней изнывать от жары. А вот нашему красавцу - уссурийскому тигру - она необходима, чтобы противостоять морозам.
Лев не живёт в Америке, Австралии и Европе. Африка – его дом. Но и там сейчас львы встречаются не везде. Севернее Сахары царя пустыни истребил единственный враг – человек. В Азии лев тоже истреблён. Лишь в Индии сохранилось небольшое количество азиатских львов.
Повадки льва и тигра резко отличаются друг от друга. Роднит их только то, что они самые крупные представители семейства кошачьих нашей планеты. Различий же у них куда больше. У льва круглый зрачок, а тигр, кроме того, лазает по деревьям. Лев – стадное животное, а тигр бродит всегда один. Львы хорошо уживаются с другими зверями. Они приручаются быстрее и лучше, гораздо послушнее тигра. Тигр же чужаков не терпит.
И всё же кто сильнее – тигр или лев? Физически лев сильнее, но тигр проворнее. Если звери и схватываются в условиях неволи, то побеждает царь зверей. Ему помогает грива, которая мешает тигру схватить его за шею. Только один вид тигров сильнее льва – это наш уссурийский тигр. Сильнее этого хозяина тайги только белый полярный медведь.
VarangaOfficial - противогрибковое средство варанга отзывы - все, что нужно знать об этом препарате. Воспользовавшись данным ресурсом, вы получите возможность узнать полную, всеисчерпывающую информацию об этом лекарственном средстве. Лично увидеть данные о клиническом тестировании геля, прочесть отзывы реальных пациентов и медицинского персонала. Ознакомиться с инструкцией по применению, прочесть особенности и методы работы комплекса, понять, как работает крем Варанга, где нужно заказывать оригинальный сертифицированный препарат и, как не нарваться на фальсифицированный товар. Мы тщательно проверяем публикуемые данные. Предоставляем нашим пользователям сведения, которые были взяты только из достоверных источников. Если вы обнаружили признаки развития грибка или уже довольно продолжительное время, без ощутимых результатов пытаетесь избавиться от этого неприятного недуга, у нас на сайте вы найдете быстрый и простой способ устранения проблемы. Присоединяетесь и живите здоровой полноценной жизнью. Теперь все ответы на самые популярные и волнующие пользователей вопросы, собраны на одном ресурсе.
ОтветитьУдалитьСписки превосходнейших содержат казино, прилагающие сертифицированный софт. Игротека интернет казино содержит выше 2500 развлечений. Коллекция разнообразная, представлены карточные, настольные игры, слоты различной тематики. Ассортимент день обновляется. Отдельные азартные порталы предлагают крипто-игры. Любые модели обладают высочайшей отдачей бездепозитные бонусы казино, безукоризненной графикой, поддерживают размашистый диапазон бонусных настроек.
ОтветитьУдалитьВ количестве случаев безвозмездные призы начисляются в кредитах, коие нельзя незамедлительно исключить со счета casino бездепозитный бонус промокод. Прежде их нужно отыграть по установленным правилам. Эти требования принято нарекать вейджером (англ. Wager)shameless Выражается он коэффициентами (х30, х40 и)shameless О нем читайте ниже.
ОтветитьУдалитьВебмастер возможность вставить в ткань 1-3 бэклинка сколько стоят ссылки для продвижения сайта. Разрешается прибавить к нему на изображения и видео. Материал возможно застраховать: при неимении размещения или же удаления заметки денежные средства возвращаются на счет веб-мастера.
ОтветитьУдалить